Нидерланды известны своим толерантным, интерактивным и демократичным подходом к среднему и высшему образованию. Истоки этого явления следует искать в так называемой знаменитой «польдерной» модели отношений и корпоративной культуре, направленной на то, чтобы каждый представитель коллектива имел возможность высказаться и выразить своё мнение на любую обсуждаемую тему, пусть даже не разбираясь в сути вопроса и не обладая необходимыми знаниями.
Эта стратегия нашла своё отражение и в сфере школьного образования, и больше всего она применяется и по сей день именно в элитных гимназиях и афинеумах, где учатся дети состоятельных и уважаемых родителей: ведь именно из стен подобных учебных заведений выйдет основа интеллектуального, экономического, духовного и нравственного потенциала страны.
Практическая реализация интерактивного подхода заключается в том, что учителей регулярно, а именно каждые 3 месяца, оценивают ученики посредством заполнения анкет. Не только за его профессиональные навыки и умения, такие, как умение грамотно, интересно и увлекательно для учеников подать материал, правильно подобрать домашнее задание и безошибочно проверить контрольные, но и за так называемое «умение налаживать межличностные контакты с учениками и поддерживать дисциплину в классе». Оценивать учителей ученики учатся с раннего возраста — с 11 лет, и к регулярному заполнению анкет они подходят со всей ответственностью, рассматривая это не только как возможность конструктивно улучшить качество преподавания предмета и подачи материала, а также как помощь учителю, которому ничто человеческое не чуждо, ввиду чего он, несомненно, может регулярно допускать ошибки в преподавании.
На самом деле помощью учителям подобные анкеты можно назвать с натяжкой: если учитель по мнению большинства учеников попадает в категорию «неугодного», нелюбимого, неправильно подающего материал и создающего детям эмоциональные проблемы «непрофессионала», то вскоре дирекция указывает учителю на дверь, вынуждая его уволиться по собственному желанию. Причина увольнения проста: клиент остался не удовлетворён качеством оказанной услуги. Родители — плательщики, дети — клиенты, учителя оказывают образовательные услуги. Всё максимально ясно.
В качестве примера приведу отрывок из так называемой «регулярной» анкеты, которую ученики заполняют каждые 3 месяца. На все утверждения нужно ответить одним из 5 слов: никогда, редко, иногда, часто, всегда.
- Преподаватель обладает развитым чувством юмора.
- Преподаватель может доверять ученикам.
- Преподаватель производит впечатление неуверенного в себе человека.
- Преподаватель пребывает в дурном настроении.
- Преподаватель знает, как правильно ответить на шутку со стороны ученика.
- Этого преподавателя можно легко принять за сумасшедшего.
- Преподаватель умеет вдохновлять учеников на изучение своего предмета.
- У этого преподавателя на уроке благоприятный психологический климат.
- Преподаватель обладает гибкой психикой.
- Преподаватель постоянно жалуется, что ученики что-то делают не так.
- Преподаватель охотно идёт на конфликт с учеником.
- Преподаватель легко может разозлиться.
- Преподаватель угрожает ученикам штрафными мерами.
- Преподаватель прислушивается к мнению учеников.
- Если преподаватель призывает класс к тишине, ученики всё равно продолжают шуметь.
- Преподаватель приятен в общении.
- Преподаватель помогает ученикам.
- Преподаватель терпелив.
- Преподаватель предъявляет слишком высокие требования по отношению к ученикам.
- Преподаватель готов в случае необходимости вновь объяснить материал.
Вышеприведённые примеры демонстрируют, насколько снижен авторитет учителя в элитной голландской школе. Одна такая анкета, единожды заполненная учеником, втаптывает преподавателя в грязь, разрывает на куски его душу, сводит на нет все его труды и старания и напрочь убивает в ребёнке зачатки уважения к старшим. Преподаватель остаётся с ощущением невыполненного педагогического долга и пустоты в душе, а ученик остаётся с чувством, что некому довериться, не у кого попросить взрослого совета и помощи.
Ведь мы же живём в демократическом государстве, а это означает, что я, ученик, даже будучи ребёнком, имею право объявить преподавателю бойкот, обвинить его в профессиональной некомпетентности и сломать ему карьеру. Не потому, что мне этого хочется, а просто потому, что у меня есть на это право. Если оно у меня есть, значит, надо им воспользоваться. Не важно, что демократия стала синонимом вседозволенности, а прогресс превратился в непрекращающееся падение нравов и непоколебимых до сих пор моральных устоев.